Банкротство кредитных учреждений
Банкротство страховых организаций
Банкротство сельскохозяйственных предприятий
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» существует определенная специфика процедур банкротства некоторых юридических лиц, таких как кредитных, сельскохозяйственных, страховых организаций и др. В статье рассмотрены особенности процедуры банкротства данных организаций.
Урегулирование вопроса несостоятельности банков и кредитных учреждений регламентируется параграфом 4.1 Главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Согласно этому закону можно выделить особенность банкротства некоторых юридических лиц, а именно кредитных организаций. Надзорную и регуляторную деятельность в банковской сфере Российской Федерации осуществляет Центральный банк, в связи с этим, конкурсные кредиторы, работники, бывшие работники должника и уполномоченные органы могут обратиться в суд с заявлением о начале проведения процедуры банкротства на основании ст. 11 Закона о банкростве только после того, как ЦБ лишит лицензии организацию - должника на ведение банковской деятельности.
Этап, предшествующий процедуре несостоятельности называется «предупреждение банкротства». На данном этапе Центральный банк осуществляет следующие меры по восстановлению финансовой состоятельности кредитных организаций:
Финансовое оздоровление. На этом этапе руководители банков или (и) его учредители должны предпринять меры по финансовому оздоровлению. Если этого не произошло, то руководитель организации в 10-дневный срок уведомляет ЦБ о невозможности проведения данной процедуры и ходатайствует о проведении процедуры предупреждения банкротства.
Выбор временного администратора. На этом этапе Банк России назначает временного управляющего, в таких случаях как, например: уменьшение финансовых активов более чем на 30% за последний год или нет оснований, чтобы отозвать лицензию.
Реорганизация кредитных учреждений. Под этой мерой понимается слияние или присоединение одной кредитной организации к другой.
Обратиться в суд о признании должника банкротом может сам должник, кредитор или уполномоченный иной орган.
Банкротство страховых компаний регулируется статьями 184.1 – 184.11 Главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Главной особенностью страховых организаций выступает обязательное участие Федеральной службы страхового надзора. Уведомление службы надзора должно быть осуществлено в 10-дневный срок после начала процесса наблюдения или конкурсного производства.
Как таковая процедура несостоятельности страховой организации осуществляется с помощью стандартных процедур банкротства, с учетом ряда особенностей:
- в ходе конкурсного производства на торгах может быть реализовано имущество предприятия, само предприятие и бизнес в виде единого комплекса материальных активов и страховых обязательств страховой организации-банкрота;
- продажа имущества покупателю осуществляется только тогда, когда покупатель полностью берет на себя обязательства по страховым договорам, срок действия которых еще не истек на момент процесса банкротства страховой организации;
- купить весь бизнес и имущество страховой фирмы может только другая страховая фирма, которая имеет соответствующую лицензию и разрешение на ведение страховой деятельности. Также покупатель обязан иметь достаточно активов, что бы исполнять обязательства по страховым договорам.
Что касается процедуры антикризисного регулирования, то особенностью банкротства страховых компаний считается невозможность урегулирования претензий застрахованных лиц при наступлении страхового случая. Происходит это потому, что не существует резервного компенсационного фонда, способного на случай наступления подобного рода ситуаций возместить финансовые потери. В некоторых европейских странах существует фонд, куда отчисляются проценты от полученных страховых премий.
На случай, если страховую фирму все же признали банкротом, то выплаты по обязательствам наступают согласно первой и второй очереди, что касается третей очереди, то:
- в первую очередь выплачивается задолженность по договорам обязательного личного страхования;
- во вторую очередь - по иным обязательным страховым договорам;
- в третью – страхователи и выгодоприобретатели по личным необязательным страхованиям;
- остальные кредиторы.
Как и на любой другой стадии процесса банкротства в процедуре «конкурсного производства» происходит продажа имущества предприятия. На этом этапе управляющий должен найти либо предприятие, занимающееся сельским хозяйством, либо преимущественное право имеет предприятие, которое находится по соседству или поблизости с той землей, на которой находится предприятие-должник. Данное право регламентируется параграфом 3 Главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.
В соответствии с требованиями законодательства, при банкротстве сельскохозяйственного предприятия, для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника, арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника,
На основании ст. 179 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе выставить на торги имущество предприятия должника в том случае, если никто из предприятий, имеющих преимущественное право купить предприятие должника, не изъявил желание приобрести его.