Уходят с лица земли хранители народных премудростей и познания нашего жилища, о коем в прежние времена говаривали: «Моя изба — моя крепость».
Одно уважаемое центральное издание предложило мне написать о завалинке, порогах и углах. Я оторопела — в памяти стерлись приметы прошлого быта в нашем роду. Для начала пошла «в народ», поспрашивала о завалинке и обрядах, связанных с нею. А потом удалось слетать самолетом на сибирскую свою малую родину, где быт и бытие еще сохраняются с элементами прежнего уклада жизни.
Наше послевоенное поколение быт строит, в отличие от своих предков, не так — не верует ни во что, не соблюдает обычаи, накопленные родителями, безжалостно стирающиеся пахарем- временем. А ведь уходят с лица земли хранители народных премудростей и познания нашего жилища, о коем в прежние времена говаривали: «Моя изба — моя крепость».
По крупицам собрала я уникальные и сокровенные мотивы устного народного творчества, подняла со дна памяти своей то, что было цепко схвачено в отчем доме еще в юности. И надеюсь, что эти знания мудрого жития и тайны, не в полной мере открытые, кому-то станут необходимыми.
ЗАВАЛИНКА
Завалинка — это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы. Она служит для тепла. А вот в некоторых местах на Украине и в Молдавии завалинкой называют загородку, сложенную из карьерного камня, она отделяет земельный участок или дом от улицы, от двух соседних усадеб. Эта завалинка бывает шириной до пятидесяти метров и высотой в пределах метра. Есть завалинка и внутренняя, то есть в подполье. Она также засыпается любым сыпучим грунтом, какой окажется под руками.
Издавна предпочтение отдавали завалинке земляной, опоясывающей снаружи дом. В свою бытность в отчем доме осенью к Покрову дню мы конопатили окна, проемы и щели в дверях, а потом уж завалинки засыпали. Дедушка мастерил опалубку из досок, а мы семейством наполняли ее землицей, сухонькой да рассыпчатой, которую на лошадке возили в коробе с задов. Зимой в подполье не мерзли картошка, свекла, морковка. А дом дышит, не выпуская тепло, через пол. Как только с завалинками управимся, все на нее садимся и просим:
— Батюшка-Покров, натопи избу без дров.
Батюшка-Покров, дай нам тепла, а хозяевам добра!
Вот такую вселяла веру в благо, покой и дохват в крестьянах завалинка. Потопав и отхайдачив на подворье, мы опять же садимся на завалинку — мама с пряжей, дедушка драит наждачкой черенки к лопатам и тесла к топорам, я с подружками-однолетками семечки лузгаю. Не прочь посидеть на нашей завалинке и соседки: вдовая Аграфена, мужняя жена Апросинья. А рыхлая да сдобная землишка, что исходит ласковостью и теплом, вытягивая из нас, сидящих и усталых, настроения тяжелые, вливает свои, легкие, из глубины идущие, испары.
В стылые дни со скупым солнечным согревом, подставляясь слабому теплу, на завалинке с подветренной стороны коротают зимнее межсезонье куры. А в Сочельник, празднуя христианские престолья, разгоряченные хмельным гости, выбегнув на морозец, задержатся у завалинки с чересчур громкими разговорами и даже на подстилку присядут, не боясь, что простуду натянет. Следом выходит гармонист, да как меха гармоники растянет, да как запоет про завалинку:
На завалинке старушки, деды, тетки, ребятня.
На завалинке частушки распевают дотемна.
На завалинке пригрелась, почитай, что вся семья.
Если песня здесь запелась — подпоет деревня вся.
Завалинка, завалинка гудит о том, о сем,
Беда горой с плеч свалится, и все пойдет путем.
Завалинка, завалинка — вся рядышком родня!
Ах, потеснись, завалинка, своим признай меня!
На завалинке серьезно старики гудят о том:
«Хороши xлeбa, да грозы полыхают за бугром!»
После долгой сугробной зимы оттаивает все: поля, овраги, пролески. Теплом задышало небо, развезло дороги, на речке солнцем подточило ослабевший лед, и непрочные закрайки берегов, обламываясь, с хрустом ухают в водоворот. Весна идет!
Подстелив на завалинку потничок, сажусь на пригрев. Утомленное болезнью, остуженное и изголодавшееся по солнечным лучам мое туловко млеет в истоме потоков тепла. Пронзительные весенние лучи насквозь прогревают на мне фуфайку и шерстяной платок с подплаточком на голове. А я наблюдаю бурлящую весну в своей деревнюшке Голуметке... На завалинку ко мне прилатались дворовая Жучка и Мурка, пригретые благостным солнцем, и, уйдя в верный сон, только лапами подергивают. Вот уже к нам подсаживается и мама, наслушивая гудящие апрельские паводки округи.
— Посиди тутака подоле, — говорит мама. — Эта землица вытянет из твоего хворого тела худую силу и наполнит струей живительной главную твою жилу. Да про себя к ней обратися так: «Мать - сыра земля, забери мою болесть».
К огородинам дедушка разбирал опалубку. А из земли от восточной стороны, то есть от восхода солнца, мы готовили грядку-парничок под рассаду капусты, помидоров и огурцов. Земля же со стороны заката солнца годилась для грядок под цветы. Та же опалубка окаймляла эти грядки. Так каждая завалинка несла свое назначение, а их четыре, как четыре полюса планеты...
Кроме того что завалинка отепляла наше жилище, она служила для посиделок, исцеляла силой земли, на ней еще и совершались ритуалы. Земля, что на завалинке, почиталась особо. Как-то мама затосковала по единственному сыну. Он уехал в город на обустройство жизни и года два о себе не давал знать. Мама ждала-ждала письма от него, да и все жданы проглотила.
Тогда-то и прибегнула она к ритуалу, который называется «Прятанка».
Отыскав в сундуке братово поношенное нижнее бельишко, она завернула в него яйцо с заговором: «Мать и сын — теплая душа. Нам не быть порознь никогда». И зарыла прятанку в завалинку после десяти часов вечера на растущую Луну до исполнения желания. И примерно через неделю в самом деле от брата пришло теплого содержания письмо.
Всю ведренную пору годин без завалинок изба проветривалась через полы сухим воздухом. Однако перестарелые деревенцы и на лето не убирали завалинки по причине своей немоготы. В настоящее время хозяева своих домов и летних кухонь редко засыпают завалинки землей, чаще опилками, песком, золой, шлаком, даже сухим навозом, а в западных областях — мхом и торфом. Теперь, строя жилище, постройщики не заботятся о завалинках, а обходятся фундаментом. И отходят завалинки в прошлое, а вместе с ними верования, обряды, причеты и ритуалы к земле-матушке.
ПОРОГИ
А вот пороги всегда были, есть и будут. В отличие от завалинок они пользуются большим вниманием как у старшего поколения, так и у молодых. Что же символизируют пороги? Что несут они нам? И какой мир в них заключен?
Порог — это место разграничения миров между жилищем и внешним пространством. Пороги бывают самые разнообразные: высокие и низкие, тяжелые и легкие или просто порожки. Одни мы легко переступаем, за другие запинаемся; на одни можно присесть, а другой и не заметить.
В народе и поныне бытует мнение: через порог ничего давать нельзя, не приветствовать друг друга, стоять на нем тоже негоже, особенно женщине в положении — ребенок родится одержимый, ущербный, а то и вовсе умерший. Не зря же во время свадьбы невесту переносят через порог, дабы на него не наступила, иначе счастья не будет.
Замечаете, что при вхождении в жилище или квартиру всегда мы через порог перешагиваем? А почему не наступаем на него? Странно, не правда ли? А может, это закономерное движение в нас заложено с рождения?
Но порог несет не только отрицательную информацию, в определенных случаях и положительную. В сибирской глубинке с порогом связывают мир и покой в семействе. А в тяжкую минуту обращаются за помощью к нему. Ведь не секрет, что зачастую жены страдают от ярости и буйства своих мужей. Знатники это легко устраняют, используя два выдернутых прутика из веника. А веник — символ крепости семьи и дома.
С порогом связано исцеление позвоночника и отлучение дитя от груди кормящей матери. Женщина садится на порог с ребенком и властно, четко говорит: «Не дам». На другой день малец легко переносит отлучение от груди. Ну, а если желаешь выиграть дело в суде, если желаешь удачи там, куда идешь, необходимо правой ногой порог перешагнуть, сказав при этом тайные слова, и — о чудо! — вас не постигнет неудача.
В устном народном творчестве простолюдцы обращались к порогам через заговоры, причитания, заклинания, обряды и поверия. Вот некоторые напевные обрывки из заговоров: «А-и, сор- песор, вон от моего порога!» Или: «Кто со злом на мой порог встанет...» А то: «Как порог с порогом не сходится, так бы...»
Еще. Уезжая надолго из дома, хозяева в порог забивали гвоздь от воров с заветным заговором. И крадуны, если и врывались в дом, то беспрепятственно не могли из него выйти.
В самом деле, порог — место сакральное, присутствуя здесь, мы остаемся там. И наоборот.
И УГЛЫ
Народная пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Это в прошлые времена так говорили. Теперь жилище оценивают по добротной мебели, которой внутри дом или квартира обставлены. В такое жилище заходишь, как в музей: налюбовался полированной или мягкой мебелью — и ушел. Здесь пирогами не накормят. К тому же у всех почти быт на один манер: объемный шкаф-стенка, трюмо, кресла. А в последние годы заполонили жилища ковры, видики и дорогостоящая мягкая мебель. Да, круто изменился наш быт. Но какой бы шикарной ни была наша мебель, пусть она не затмевает единственный в жилище красный угол.
Оглянемся на быт простолюдия и крестьянства. В каждой избе чтился (да и теперь в глубинке и деревнях не утратил значимости своей) красный угол. Им может быть только передний угол, тот, который обращен на восход солнца. В жилище только этот угол несет мир, свет и благоденствие. Всяк входящий, приветствуя хозяев, устремлял свое внимание на красный угол, а христиане, осеняясь крестом с сопроводительными словами хвалы избе и домочадцам, проникались к ним уважением. По обычаю предков, в красном углу как обереги на полочке восставлены и возложены хранители домашнего покоя — иконки, лампадки, свечи, пасхальные крашенки. Угол обряжен вышитыми полотенчиками. Заступив с ветра в такое жилище, наперво обратишь свое внимание на это святое место, и сразу на твою душу натечет тепло, особенное и миротворное, а на ретивое сердце ляжет тихая радость за свое и за всеобщее бытие.
Все другие углы испокон веку не почитались. Многие помнят, как в детстве в наказание их ставили в темный угол. Не в тот, где уже что-то есть, а в пустой. Значит, по мнению взрослых, угол — это плохо. Ну, а если это плохое место, то им можно наказать ребенка На первый взгляд вроде бы безобидный факт, а сколько он несет размышлений! Вот и оседает в сознании ребенка: угол — это заточение, опустошитель и отниматель свободы. Для некоторых детей такое наказание может обернуться как нервной, так и физической болезнью.
Припомнились круглые китайские фанзы на окраинах Сибири и Дальнего Востока, которых много было построено на нашей земле после Отечественной войны. И внутри фанзы хозяину ничто не угрожало — все предметы обихода округлы и обтекаемы. Выходит, чем меньше углов в жилище, тем благотворнее наша жизнь и крепче здоровье. Это касается и мебели с острыми углами, воинствующе взирающей на нас каждый день, час и минуту. А мы почему-то охотно к этому привыкаем. А почему бы все углы мебели не округлить во имя собственной безопасности?!
В отчем доме в юности, ютясь за обеденным столом, садились на угол. Мама замечала: «Дочка, на углу сидеть — своего угла не иметь». А ведь в этой житейской примете сокрыта мудрость наших родителей и проницательный взгляд на будущее своих чад. В нашей избе углы скрадывались немудреной деревенской обстановкой, а если ее недоставало, просто палочкой-застукалочкой. В углу входной двери — палочка-рогатина для отпугивания людей с окаянной душой. Ну, а когда в жилище много угрожающих углов и нельзя их устранить, в нашей семье летом сплетали среднего размера венок из полыни и вешали его в пустой угол. Чуть что не так — невезение в хозяйстве или болезни домочадцев, — из сухого венка мама вытягивала три стебелька и, подпалив их, окуривала дымом избу с причетом или молитовкой...