Музыка воздействует на определенные отделы мозга как особый информационно-эмоциональный код, оказывающий влияние на клетки головного мозга…
Использование музыки в лечении душевных и физических страданий известно по меньшей мере 2500 лет. В Древней Месопотамии, Индии, Китае, Греции, Риме, средневековой Европе и Азии мелоте- рапия применялась только эмпирически. Такие философы, как Пифагор, Платон, Аристотель, Плутарх, Авиценна, считали, что музыка "очищает душу" и делает человека этичнее и гармоничнее.
В традиционной китайской медицине музыкотерапия применялась и при внутренних болезнях. Каждой ноте, по теории "У-Син", соответствовал конкретный меридиан и органы: до (в китайской транскрипции "гон") — это селезенка, поджелудочная железа и желудок, ре ("шэн") — легкие и толстый кишечник, ми ("гуо") — печень и желчный пузырь, соль ("чэн") — сердце и тонкая кишка, ля ("ю") — почки и мочевой пузырь.
Каждому больному назначалась определенная музыка, исполненная на специальных инструментах и воздействующая на конкретную патологию в данное время. В эпоху раннего средневековья метод лечения больных с помошью музыки был предан забвению. Но позже, в XVII—XVIII веках, "ятромузыка" стала широко использоваться в Нидерландах, Англии, Бельгии, Германии, Италии для лечения некоторых нервно-психических заболеваний. С XVIII века мелотерапия стала применяться и русскими врачами и психиатрами.
Недавно было подтверждено экспериментально, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока и что звук частотой 3 Гц оказывает однозначно заживляющее действие на функционально активную ткань почки.
Начиная с XIX века музыкальная психология много внимания стала уделять особенностям восприятия человеком звуковых композиций. В настоящее же время известны четыре основные модели музыкотерапии.
Музыка воздействует на определенные отделы мозга как особый информационно-эмоциональный код, оказывающий влияние на клетки головного мозга.
Есть некоторые правила, позволяющие дополнительно увеличить эффект лечебных мелодий. Он зависит от уровня вашей музыкальной культуры. Доказано, что мелотерапия наиболее эффективна при среднем уровне, а при высоком, у профессиональных музыкантов, — намного меньше. Впрочем, как и у людей с низкой музыкальной культурой, которым даже обычные мелодии из классических произведений антипатичны.
Во-первых, при каждом новом случае применения музыки следует подбирать конкретные произведения согласно "изоприниипу", почти по-гомеопатически гласящему: "Подобная эмоция лечится подобной музыкой", то есть при депрессии нельзя сразу назначать мажорную мелодию, а при маниакальном синдроме — минорную.
Во-вторых, необходимо определить индивидуальный курс лечения и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в день (1—7 раз).
И в-третьих, помещение для проведения музыкотерапии должно выглядеть как психотерапевтический кабинет: кресла или стулья должны быть максимально удобными, а освещение — искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
В-четвертых, желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагрузку.
Активная музыкотерапия — это исполнение музыкального произведения самим пациентом на каких-либо инструментах, а пассивная — только прослушивание различных звуковых композиций.
Для более прицельного использования музыки российским ученым В.И. Петрушиным в 1997 году была предложена оригинальная классификация.
Первой черте характера (ипохондрии) соответствует эмоциональное содержание, например, "Кармен-Сюиты" Визе — Щедрина; Этюды-картины ля минор, до минор, соч. 39, — Рахманинова; Пятой симфонии, третья часть, — Онеггера; Десятой симфонии, первая и вторая части (фрагменты), — Шостаковича.
Депрессию могут исцелить: Чайковский — финал Шестой симфонии; Сибелиус — "Грустный вальс"; Дворжак — "Песня матери"; Сарасате — "Цыганские напевы"; Рахманинов — Музыкальный момент си минор; Шопен — Прелюдия ми минор.
Истерическому человеку поможет, например, Глинка — увертюра к опере "Руслан и Людмила"; Моиарт — первые части симфоний № 3, 36, 40, 41; Россини — увертюры к операм "Сорока-воровка", "Се- вильский цирюльник"; Рахманинов — Первая симфония, финал; Шопен — Первая баллада; Лист— Венгерская рапсодия № 12.
При психопатиях различного происхождения желательно использовать такие произведения, как Пятая симфония, финал, Бетховен; Чайковский — увертюра "1812 год", "Буря", "Франческа да Рими- ни"; Шостакович — "Праздничная увертюра"; Гайдн — финалы симфоний № 94, 97; Брамс — финал Третьей симфонии, "Наваждение"; Онеггер — Первая симфония, первая часть.
При фригидности (мелочных и неэффективных упрямствах и привычках) лучше всего применять музыкальные произведения: Лист — "Симфоническая поэма", Прелюдия, финал; Вагнер — "Шествие пилигримов" из оперы "Тайгейзер"; Равель — "Болеро"; Чайковский — Первая симфония, финал; Глиэр — "Гимн великому городу"; Рахманинов — Концерт для ф.-п. с оркестром № 2, Прелюдия си-бемоль мажор.
А для лечения психастеничности (душевной слабости) надо слушать: Чайковский — Симфония N9 4, 5, 6, первые части, главные темы; Шостакович — Симфония № 4, вторая и третья части, Симфония № 8, третья часть; Шуман — "Порыв"; Шедрин — "Бассо остинато"; Прокофьев — "Токката"; Скрябин — Этюд № 5 соч. 42.
Уменьшению нежелательных признаков ши- зоидности (чрезмерной абстрактности и бесчувственности) соответствуют музыкальные произведения: Бах — "Искусство фуги"; Орландо Лассо — Мотеты; Шенберг — Концерты: для ф.-п. с оркестром, для скрипки с оркестром, 5 пьес для оркестра ор. 16; Ве- берн — Симфония, Вариации для оркестра, квартеты; Берг — Камерный концерт для ф.п., скрипки и 13 духовых инструментов; Шнитке — Симфония N9 1,4. Концерт для скрипки с оркестром; Штраус — "Так говорил Заратустра"; Щедрин — Концерты для фортепиано.
И наконец, если вам хочется уменьшить "чрезмерную эмоциональность" — маниакальность, необходимо прослушивать: Моиарт — "Маленькая ночная серенада", четвертая часть; Бетховен — Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша"; Вебер — "Вечное движение"; Чайковский — "Итальянское каприччио"; Штраус — "Полька-пиццикато", галоп "Вечное движение"; Глинка — "Арагонская охота", Лист — Коды венгерских рапсодий № 2, 10, 12; Шостакович — "Праздничная увертюра".
В последние 10 лет интерес к лечебной музыке в нашей стране значительно возрастает. И хотя большинство врачей-психотерапевтов и их пациентов используют ее только для создания эмоционального фона, на котором возможно более глубокое мышечное расслабление в процессе сеанса или какого-либо тренинга, в ближайшее время ситуация, видимо, изменится к лучшему.