Как именуются святые. Разными путями люди угождают Богу. Церковь прославляет их в разных чинах.
Как именуются святые. Разными путями люди угождают Богу. Церковь прославляет их в разных чинах.
Пророки — люди, получившие от Бога дар предсказывать будущее, возвешавшие миру пути Его Промысла. Например, пророк Илия, Иоанн Креститель.
Апостолы — это ученики Христа, распространявшие веру христианскую по всей земле. Например, ап. Петр, ап. Павел.
Святители — пастыри иеркви высоких духовных чинов, достигшие святости попечением о пастве и хранением православия. В России в числе наиболее чтимых свт. Николай Мирликийский, свт. Алексий Московский и другие.
Преподобные — уподобившиеся Господу святые, прославившиеся в монашеском подвиге — прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский...
Мученики — святые, претерпевшие страдания и смерть за имя Христово, за отказ от служения идолам. Например, первомученик архидиакон Стефан.
Претерпевшие особо жестокие муки — великомученики. В их числе вмч. Георгий Победоносец, вмц. Екатерина.
Равноапостольные — это святые, которые обратили ко Христу целые страны и народы. На Руси равноапостольными являются вел. князь Владимир и вел. княгиня Ольга.
Бессребреники — это святые, которые имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Такими врачами были святые Косма и Аамиан и другие бессребреники.
Юродивые Христа ради — это святые, принимавшие на себя личину безумия. Они обличали людские пороки, вразумляли власть имуших и утешали страждуших. Одна из них Ксения Петербуржская.
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми страстотерпцами были благоверные князья Борис и Глеб.
Святые, не подходящие ни под одно из этих понятий, прославляются как праведные. Так называет иерковь святых Иоакима и Анну, родителей Левы Марии. Одним из последних праведных святых в России был Иоанн Кронштадтский.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ. Мы с вами христиане, а это значит, что мы одна семья, где все друг другу родные. "Брат" или "сестра" — такое обращение принято у мирян. А вот священника обычно называют "Батюшка" или "Отец", добавляя после его имя, например, "Отец Петр". К дьякону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма или монастыря "отец настоятель". Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти. Жен служителей алтаря, а также настоятельниц женских монастырей называют "матушка".
К архиереям, епископам, митрополитам,. Патриарху нужно обращаться "Владыко", как к облеченным церковной властью. Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать"Ваше преподобие", протоиереев
"Ваше Высокопреподобие", епископов — "Ваше Преосвященство", архиепископов и митрополитов — "Ваше Высокопреосвященство", Патриарха — "Ваше Святейшество".
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха — Праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.
Другая степень — великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила и другие.
В Русской Православной Перкви много праздников в честь Богородицы, ради ее чудотворных икон и в честь святых.
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ. По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пиша с растительным маслом.
НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок (от 7 до 20 января нового стиля); в течение сырной седмицы (Масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября нового стиля) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября нового стиля).
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЦBETA. Приходя в храм, вы, наверное, не раз замечали, что священнослужители каждый раз одеты в облачения разных цветов. В храме ничего не делается просто так, разнообразие цветов — это часть богослужебной символики. По цвету облачения можно определить, какой праздник или событие отмечается церковью.
Так, в одеждах белого цвета служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Благовещения, в них начинается Пасхальная утреня, в белых ризах совершают крещение. Белый цвет — символ Божественного Света. Красный — символ пламенной любви Божией к людям, это также и цвет крови, поэтому в красных ризах продолжают службу Пасхи и службу в честь мучеников.
Зеленый цвет, оживляющий, дающий жизнь, — это цвет Вербного Воскресенья, Дня Святой Троицы и Святого Духа. Зеленые облачения приняты в дни преподобных, они говорят о том, что монашеский подвиг оживил человека и возвел его на небо.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы и величия. Они усвоены воскресным дням как дням Господа — иаря Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников пророков, апостолов и святителей.
Голубой или синий цвет — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это цвет неба, он соответствует учению о Божией матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный — цвет крови Христовой и Воскресения — и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу на небо.
Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.
ЗАПОВЕДИ:
1. Я, Господь — Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идолов и никаких изображений: ни того, что наверху — на небе, что внизу — на земле, ни того, что в водах — под землей; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы освящать его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои; а день седьмой — для Господа, Бога твоего.
В этих заповедях Господь учит любить Его, надеяться на Него, молиться Ему. Он запрещает служить ложным богам — идолам. Чтобы житейские заботы не занимали целиком наше сердце, Господь дал нам праздники. По крайней мере раз в неделю, теперь это воскресенье, мы должны освободиться от обычных дел и посвятить этот день Богу.
Остальные заповеди учат нас любить людей и не обижать их.
СПАСИБО. Вы все, конечно, очень хорошо знаете это слово и, надеемся, часто им пользуетесь. А знаете ли вы его происхождение? Раньше христиане говорили друг другу: "Спаси тебя Бог!" Этими словами они благодарили друг друга за добрые дела, за помощь благодарили от всего сердца, желая доброму человеку спасения.
И сейчас благочестивые верующие часто говорят эти слова: "Спаси вас Бог!"
ИМЕНИНЫ. Это день памяти святого, имя которого ты носишь.