Маленький городок Кириллов, навсегда остался бы безвестным, если бы не Кирилло-Белозерский монастырь, один из самых больших по площади монастырей России...
Слово «Вологда», по утверждению ряда исследователей, в переводе с языка финно- угорских племён населявших эти места, означает «светлая вода». Почти сутки наш маленький теплоходик идет от Вологды по Сухоне, а затем по Кубенскому и Сиверскому озерам. К ночи плотный туман заливает прибрежные луга, густыми молочными языками сползает к реке. А сверху смотрит на нас неправдоподобно огромный глаз луны, дробит по воде световую дорожку.
Особая тишина властвует в здешних местах, недоступная большим городам с их автомобильно-людской и телевизионно-компьютерной суетой. Сохранились к началу XXI века еще на русской земле такие удивительные уголки!
Маленький городок Кириллов, что расположился на берегу Сиверского озера, навсегда остался бы безвестным, затерянным в светлых северных водах, если бы не Кирилло-Белозерский монастырь, один из самых больших по площади монастырей России...
Сын ростовских бояр Сергей Радонежский (в миру Варфоломей), благословивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, обладал божественным даром пророчества. Но мы теперь можем только гадать, предвидел ли основатель знаменитой Троице-Сергиевой лавры, что его ученики и последователи разойдутся по Земле Русской и только в северных краях положат начало более чем тридцати обителям. Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде, Борисоглебский около Ростова Великого, Кириллов и Ферапонтов в Белозерском крае. Десятилетия спустя инок Кирилло-Белозерского монастыря Савватий вместе с монахом Германом поставят первую келью на Соловках... Центры русской святости несли духовный свет все далее на север, в языческие, а то и просто необжитые еще места.
...Сиверское озеро местами достигает сорока метров глубины. Здесь до сих пор водятся раки. А местные жители верят: «Кто искупается в озере, тот на двадцать лет помолодеет». То ли из поколения в поколение передавал народ, обожествлявший силы природы, молву о чудодейственной силе здешних вод. То ли навек запечатлели светлые воды лик старца Кирилла, чьим духовным подвигом стало основание в этих чудных местах скромной обители, выросшей со временем в один из крупнейших духовных и культурных центров России.
Суров северный монастырь. Ни одна из его главок не блещет позолотой. Мощные крепостные стены с узкими бойницами были предназначены отразить нападение самого сильного и беспощадного врага. Военные напасти миновали Кириллову обитель, но даже мы, дети урбанизированного XXI века, испытываем трепет и преклонение перед этими многовековыми стенами.
Еще при жизни преподобный Кирилл творил чудеса: излечил одержимого бесом; слепому вернул зрение, а князю Михаилу и его жене даровал чадородие. Мудрый старец сразу распознавал среди приходящих в монастырь, кто останется верен иноческому служению в отдаленной обители, а кто вскоре покинет ее. Однажды по его молитвам сосуды, в которых иссякло вино, наполнились снова — было с чем служить литургию. В памяти потомков остался и такой случай: крестное знамение святого заставило утихнуть разбушевавшийся в обители сильный пожар.
Не этот ли святой дар, над которым оказалось не властно даже время, охранял мощи самого преподобного, погребенные под спудом Преображенского храма?! Так или иначе, но после того, как в середине 1920-х годов монастырь был закрыт, они ни разу не подверглись осквернению.
Основанный на Ивановой горке, где в 1397 году Кирилл поставил свою первую келью, малый Ивановский монастырь всегда мирно сосуществовал с Кирилло-Белозерским, на чьей территории он находился. Этот мужской монастырь и был открыт восемь лет назад.
Нелегко идет возрождение духовной обители. В монастыре всего один монах, один послушник и восемь работников. Говорят, несколько насельников, приехавших было сюда в середине 1990-х годов, не выдержали суровости местных зим и отбыли восвояси. Вот почему и по старинным меркам на Русском Севере, где православие начало распространяться не в X веке, как в центре, а пять столетий спустя, крепким считался монастырь с пятью монашествующими, очень крепким — с десятью...
На праздничной службе в храме, кроме нас, троих приезжих, присутствовали только двое мирян. Другие местные жители в это субботнее утро отправились в небольшую церковку за три километра от Кириллова, уверенные, что в том ни на день не закрывавшемся при советской власти храме сохранилось больше святости, чем в сегодняшней Кирилловой обители. У народа всегда были мерки свои, отличные от оценок историков церкви и искусствоведов.
Богатейшая библиотека Кирилло-Белозерского монастыря хранится в фондах библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Однако музею-заповеднику, который в настоящее время обосновался на территории самой обители, есть чем гордиться. И в первую очередь уникальными иконами XV—XVII веков, в том числе вывезенными из находящегося в двадцати километрах отсюда Ферапонтова монастыря.
Еще одно овеществленное свидетельство минувших веков — коллекция церковных облачений — поражает тонкостью и изяществом работы. Говорят, лучшее, что умели делать русские женщины,— это вышивать по шелку серебром и золотом. Золотые стежки не прошивались насквозь, а крепились на ткань двумя шелковыми стежками. Стежки были разными и каждый имел свое название — «шанежка», «денежка» и др. Фелони и саккосы, вышитые золотом и серебром, епитрахиль, украшенная речным жемчугом по бархату, плетеное серебряное кружево, вышивка бисером — руками искуснейших монастырских мастериц канонические греческие и византийские облачения превращались в настоящие произведения русского прикладного искусства.