Считалось: у неприступной крепости Чуфут-Кале, возвышающейся над Бахчисараем, была Ахиллесова пята: в ней не было естественных источников воды…
Для того чтобы составить полное представление о Крыме, нужно побывать в Бахчисарае. Этот ныне небольшой городок был в средневековье второй столицей Крымского ханства. Путешественник, въезжая в Тавриду, оказывался здесь на перекрёстке дорог, как витязь на распутье. Куда направить свои стопы: пойдёшь на восток — придёшь к горе Митридат; повернёшь к морю — окажешься на чарующем Южном берегу Крыма с его вершинами Демерджи, Аюдагом и Ай-Петри, поедешь на запад — приедешь к дикому Тарханкутскому мысу. Мы же советуем пройти в ближнюю окрестность Бахчисарая и подняться на небольшое плато. Вверх ведёт горная дорога с наезженной веками колеёй. Взору предстают сотни выдолбленных в скалах жилых и хозяйственных помещений. Они напоминают не то норы, не то гнёзда. Кривые улицы ведут к небольшой площади и кладбищу. Остатки башен — по краям крепостной стены. Тишину нарушает вспугнутая птица. Иногда кажется, что слышишь отдалённые голоса. Но это только кажется: безлюдье полнейшее, и впечатление от этого жутковатое.
«Пещерный город», «еврейская скала», «крепость пленников», «мёртвый город» — все эти названия относятся к Чуфут-Кале, древней крепости на вершине небольшого плато под Бахчисараем.
Когда-то и в Чуфут-Кале
Шумела жизнь, и с облаками
Седые башни на скале
Сплетались дымными руками.
Тропинка — чёрная змея —
Шуршит в ногах у поворота.
Кто скажет, сколько лет стоят
Чуфут-калийские ворота? —
вопрошал некогда поэт С.Щипачёв, «беседуя с веками».
Ответ можно найти у историков, хотя они и оговариваются, что истоки этого примечательного крымского «молчаливого памятника» до сих пор до конца не изучены. Когда-то здесь обитали аланы. В 1299 году эту хорошо укреплённую крепость разрушили монголы. Тогда она называлась Кырк-Ор: «кырк» — сарай, «йэр» — берлога, нора; очевидно, подразумевались обитаемые пещеры. Другая версия перевода с тюркского — «сорок крепостей» — остаётся неразгаданной — то ли от обилия в округе подобных укреплений, то ли от тщеславия местных жителей, считавших свой город равным по силе и богатству четырём десяткам других. В XIV веке в этом укреплении возникла вторая крепостная стена, отсюда всё сооружение получило новое название — Джуфт-Кале (двойная). Оно и трансформировалось в дожившее до современности Чуфут-Кале — «иудейская крепость».
Позже многие из этих искусственных пещер опустели из-за трудностей с подачей воды. Татары стали их использовать лишь для заточения пленников и содержания скота. Но вода на территории пещерного города всё же была. Правда, спрятана она была глубоко под землёй. Вот как рассказывает об этом старинная легенда…
Во времена Золотой Орды городом Кырк-Ор, так тогда назывался Чуфут-Кале, правил жестокий хан Тохтамыш. Много сокровищ хранилось в глубоких подвалах ханского дворца. Но самым дорогим считал хан Тохтамыш юную девушку Джаныке (душевная), которую он прятал в своём гареме. Красивая и ласковая девушка не знала, что в её груди притаилась страшная болезнь.
Но вот пришла беда. Кырк-Ор окружили враги. Знали они: в крепости нет воды, а без воды — нет жизни. «Подождём, — решили враги. — Времени у нас много, вода есть, хлеб есть. Тохтамыш-хан сам свои железные ворота откроет». Шли дни. Без воды люди стали падать, как осенние листья. Но Тохтамыш-хан любил только свои сокровища, а людей не жалел. «Думаете, я своими руками открою ворота? Если у меня камней не хватит, я буду сбрасывать на врагов ваши головы!».
Однажды в гарем к Джаныке пробрался мальчик-пастушок и рассказал про страдания простых людей и детей, умирающих без воды. «Я знаю, где под землёй есть вода, — сказал он Джаныке, — но пролезть к ней не могу — у меня широкие плечи. А ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь. Ты проползёшь в расщелину, и будешь оттуда доставать воду. Я слышал, как она поёт там. А я стану относить её в водоём». Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоём. А когда взошло солнце, и небо стало голубым, почувствовала Джаныке, что из груди у неё вылетела маленькая птичка. Упала девушка на землю и умерла. Когда рассвело, пришли люди и увидели наполненный до краёв водоем, мёртвую тоненькую девушку и плачущего пастушка Али. Многие в Крыму слышали легенду о больной девушке, спасшей жителей города, но никто не подозревал, что красивая легенда может оказаться правдой.
Однако нашлись шесть человек — А.Козлов, Ю.Полканов, Ю.Шутов, О.Гривенников, А.Бабаджан и Г.Катык, — поверившие легенде. В августе 1998 года они сделали поисковый раскоп — небольшое углубление в 35 метрах южнее крепостной стены Пенджере-Исар — и уже на второй день вскрыли устье засыпанного колодца.
Сегодня общая глубина колодца, снабжавшего некогда водой жителей города-крепости, составляет 45 метров. В нижней его части куполообразное расширение, по стенам которого вниз ведёт пологий винтовой спуск с редкими ступенями. Древние строители позаботились о безопасности спуска и оставили у внутреннего края винтового хода предохранительный бордюр. На дне нижнего зала, в который превратился колодец, были обнаружены два больших продолговатых углубления, вероятно водосборные ванны, а на стенах — ниши для светильников. Вода из крупных трещин в горных породах поступала в водотоки и по ним сливалась сначала в одну из ванн. После её заполнения через сливной порожек она переливалась в другую каменную ёмкость, расположенную прямо под входным колодцем. Из неё воду уже поднимали на поверхность. Судя по восьмиметровой мощности илисто-глинистого слоя, вода когда-то заполняла не только вырубленные в скале бассейны, но и весь нижний этаж системы, где её могло скапливаться до 115 кубометров. Колодец служил как для подъёма воды, так и для вентиляции всей системы.
По мнению авторов открытия, основной целью древнего гидротехнического объекта под Чуфут-Кале было снабжение крепости водой во время длительных осад. Но есть и версия о сакральном предназначении сооружения. Иначе трудно объяснить столь значительные размеры нижнего зала системы. Его площадь достигает 45 кв. метров, а высота 2,5 метра. Чтобы вырубить в монолитной скале такой зал, нужно было проделать гигантскую и бесполезную с точки зрения водоснабжения работу. Косвенно о возможном культовом использовании подземной системы Чуфут-Кале свидетельствует то, что она располагалась вблизи известного Успенского пещерного монастыря и остатков других древних христианских сооружений.
Подземное сооружение у стен Чуфут-Кале высечено ещё и в зоне мощного геологического разлома. Наклон и направление спуска колодца ориентированы на восток так, чтобы первые лучи в день солнцестояния 21 июня беспрепятственно проникали в бассейн с водой, как бы «заряжая» её.
Вполне возможно, подземная система крепости, состоящая из колодца и примыкающего к нему тоннеля, использовалась и для тайного укрытия. Отсюда воины могли неожиданно с тыла нападать на врага, прорвавшего нижний ярус обороны крепости. Это предположение подтверждает легенда крымских караимов о князе, наделённом способностью одновременно появляться со своим отрядом и на стенах крепости, и в тылу врага.
В рядом расположенном пещерном городе Эски-Кермен (Старая крепость), возведённом византийцами в VI веке, тоже есть осадный колодец, но гораздо меньших размеров — на 70 кубометров воды. В мирное время вода доставлялась в город от источника по керамическим трубам, проложенным по крутой лестнице. А вот во время осады горожане, предположительно, пользовались колодцем, накапливающим воду с окружающих склонов.
Поразительно, но подобный же подземный лабиринт есть и на испанском острове Мальорка (Балеарский архипелаг) в Западной части Средиземного моря, но он тоже меньше и проще.
Пока остаётся открытым вопрос о возрасте гидротехнической системы под Чуфут-Кале. На стенах наклонной галереи и водосборной шахты рядом с углублениями для светильников различаются наскальные рисунки — петроглифы. Причём, чем ниже, тем мифологичнее: сначала идут изображения парусных судов, воинов со щитами, луками и стрелами, затем большого человеческого глаза («око Ра»?), больших жуков (предположительно, скарабеев), кентавров и… крестов. Скрывались ли здесь первые христиане? По крайней мере, сама обстановка этого подземного мира навевает мысли о катакомбных христианах Древнего Рима.
В конденсационной зоне, если пройти полпути по наклонной галерее, можно увидеть свисающие с потолка маленькие , чем-то напоминающие женские соски. Одному из нашей группы столичных экскурсантов захотелось прикоснуться к этим влажно-хрупким образованиям. Но гид-спелеолог сделал ему суровое замечание. Органика, привнесённая извне, может нарушить рост этих ажурных творений природы. Ведь увеличиваются они лишь на один миллиметр за 170 лет.
По размерам сталагмитов-сталактитов, как по древесным кольцам, определяют возраст пещер. Получается: возраст древнего гидротехнического сооружения Чуфут-Кале порядка 2,5–3,0 тысяч лет? Неужели они сделаны во времена древних аборигенов Крыма — тавров?
Впрочем, уже в Москве, обсуждая с геологами скорость роста сталактитов и слыша разноречивые мнения, я вспомнил, как в бытность студентом МГУ подрабатывал на всяких случайных строительных подрядах. Занесло меня и в многоэтажные подвалы университетского здания на Воробьёвых горах. Работали тогда отбойными молотками, пытаясь разбить не поддающийся, крепчайший железобетон. В перерывах от адской работы и нестерпимого шума мы прогуливались по подземным залам мощнейшего высотного здания, и натолкнулись в одной из комнат на растущие с потолка сталактиты длиной в несколько сантиметров. А было им немногим более 50 лет. Выходит, строго доверять подобной датировке нельзя, нужны другие геохронологические ориентиры.
Но, может быть, древние строители, кто бы они ни были, воспользовались уже естественными подземными полостями, углубив их и оборудовав для своих нужд. Тогда время сооружения этого колодца придётся уже на нашу эру. Но опять-таки, кто они: сарматы, аланы, скифы или хазары? По крайней мере, нужно тщательно изучить эти рисунки на стенах — своеобразные клейма древних умельцев-строителей. То, что это были талантливые инженеры, не вызывает сомнений. Особенно наглядно это видно при спуске на самое дно колодца по винтообразной улиточной лестнице, вырубленной в стенах, без всяких подпорок, есть лишь поручни для современных туристов. Всё покрыто влагой, прохладной при касании. А, запрокинув голову, далеко вверху видишь круг ясного неба. И это с пятидесятиметровой глубины!