Данный материал рассказывает читателю не только о самом загадочном йети, но и о преклонении перед ним в монастырях, вплоть до нередких попыток фальсификации и кражи раритетов.
Один из выпусков популярного непальского издания «Знай свой край» посвящен снежному человеку — йети. Он объединяет различные сведения об этом реликтовом существе. Данный материал рассказывает читателю не только о самом загадочном йети, но и о преклонении перед ним в монастырях, вплоть до нередких попыток фальсификации и кражи раритетов.
Чаще всего за йети принимают обезьян, проживающих на юге Тибета и Гималаев. Их насчитывается несколько видов, самый распространенный из которых лангур, передвигающийся на четырех конечностях. Именно поэтому лангур на роль снежного человека не подходит. К тому же за ним тянется продолговатый след на снегу от довольно длинного хвоста. Его-то и нет у йети. А судя по глубоко продавленному снегу или почве, где проходил снежный человек, он отличается немалым весом и очень большой ступней, за что и получил прозвище "Big Foot" (большая нога). В свое время интерес к необычным следам был так велик, что изобретали специальные застывающие на холоде пластмассы, заливаемые в эти углубления из-под подошв. Поэтому и гиббоны, встречающиеся от Бутана до Малайзии, также выбывают из возможных кандидатов. Да и предпочитают они лазать по деревьям, а не ходить по земле.
Орангутаны, шимпанзе и особенно гориллы обитают в основном вне Азии и на ее островах. Во всяком случае, они не водятся в предгорьях
Гималаев, где, по преданиям, люди замечали йети.
Но все же частично под имеющиеся описания йети подходят и медведи (род Ursus). На примете у шерпов (народность Непала) азиатский черный медведь, красный и медведь- губач. Среди них только красный медведь достаточно высок (достигает роста 176 см и больше), чтобы претендовать на мощную, по устным преданиям, фигуру "хранителя жилищ горных духов", как называют йети.
Рассмотрим повнимательнее красного медведя. Он обосновался в необычном для животных и необжитом людьми месте - в зоне вечных снегов на высоте 4880 метров. След его напоминает отпечаток человеческой ступни богатырского размера (длина около 25,5 см). Но когти на лапах не втягиваются внутрь. Его долгое время считали прообразом снежного человека. Теперь по совокупности фактов ученые отвергают "медвежью" теорию, поскольку налицо такая большая разница когтистых ступней медведя и ног йети.
Что касается вещественных доказательств существования йети, то многие легенды связаны в памяти народа со скальпами. Например, скальп, хранимый поочередно в монастырях Пангбоче и Кумъюнг, как утверждают местные жители, является подлинным скальпом снежного человека и почитается всеми как святыня. Однако в действительности он изготовлен из шкуры горной (гималайской) козы - горала, живущей на высоте 3225 метров. Так называемый "скальп йети" - это кусок шкуры горала, хранимый в специальной ритуальной коробке и вынимаемый из нее лишь для совершения религиозных обрядов с непременным возжиганием благовоний. Тогда этот "скальп" могут лицезреть и приглашенные гости монастыря, и все посвящаемые в ламаизм. В монастыре Кхумбу хранятся рука и скальп, покрытые шерстью ржавого цвета. Скальп представляет собой цельный кусок кожного покрова животного происхождения. Но подобный скальп есть и в монастыре Тхама. Так вот, его привозили на исследование в Европу и обнаружилось, что это скальп горного козла.
В области Кхумбу находятся и некоторые фрагменты частей тела йети. В Панбоче есть вроде бы кость его руки. Однако сам лама сомневается, что она принадлежала йети. Вполне возможно, это рука ... вора, которую ему отрубили за совершенное воровство. Тот же лама рассказал следующую историю. Несколько лет назад в долине случился лесной пожар, во время которого погибли два пастуха. Тогда в этой местности довелось побывать одному предприимчивому американцу, который "ампутировал" обгоревшую до неузнаваемости руку одного из трупов. Потом он посетил монастырь Пангбоче, сделал точную копию обитой бархатом заветной коробки и положил туда свою добычу. Затем принес свое "сокровище" в бедный реликвиями монастырь Тенгбоче и подарил его главному ламе, уверяя того, что какой-нибудь охотник за раритетами купит реликвию и монастырь разбогатеет. Однако пока что никто из посетителей не выразил намерения приобрести эту вещь.
В 1989 году в печати промелькнуло сообщение: на базаре Намче у домовладельца Тензин Тшерпина лежит мумифицированная (забальзамированная) нога йети. Хозяин ее рассказал следующее. Он вернулся в Намче, когда экспедиция Хиллари, совершавшая восхождение на Эверест, объявила во всеуслышание на весь мир, что йети не существует в природе. А этот простой шерп уверовал в то, что йети охраняют тайные жилища богов и что в высоких горах йети должны быть обязательно, несмотря на отсутствие прямых доказательств. Через несколько лет после этого события один тибетский торговец, приехавший на базар в Намче, принес завернутую в марлю ногу. Тензин Тшерпин купил ее у тибетца и тайно положил под подставку для культовых предметов (вроде православного аналоя для святых книг) в частной часовне. "Подарок" нашли. Это был обрубок левой ноги длиной 18,5 и шириной 9 сантиметров с пятью более или менее одинаковыми пальцами. Свода стопы почти не замечалось, но контур самой стопы явно просматривался. Большой палец превосходил все остальные и достигал длины 5,3 сантиметра, оканчиваясь закругленным ногтем. Цветовой фон ногтя менялся: от желтовато-черного до коричневато-серого. На двух соседних пальцах ногти были разбиты до кожи, а на двух последних остались лишь ямки от ногтей. Нога была покрыта грубой шерстью сероватого оттенка, а кое-где красновато-коричневого. Ее владелец не разрешил просветить ногу рентгеном в больнице Кундэ, но выразил желание продать свою собственность за 500 долларов. В сообщении-сенсации утверждалось, что нога подлинная и относится к обезьяноподобному йети. Назывался даже тип йети - Миго.
Автор книги "Гималайские мемуары" Парех пишет, что сам пытался купить скальп йети у ламы монастыря Пагбоче, но тот наотрез отказался заключить подобную сделку, опасливо повторяя при этом, что если он его продаст, то всю деревню постигнет множество несчастий. "Поддавшись порыву клептомании, - пишет Парех, - каюсь, я совершил непристойный поступок. Взяв в руки охраняемое сокровище, я выждал, пока лама отвернется, и вырвал из скальпа клок волос. Затем осторожно положил волосы в карман, чтобы увезти их в Бомбей. Тем временем я, не подавая виду, что несколько напряжен, искренне и щедро отблагодарил ламу и вручил ему сверх всего теплый шарф и банку "Нескафе". Вернувшись домой в Бомбей, я встретился с доктором Салимом али, директором Бомбейского естественно-исторического общества. Ему я и передал драгоценный для науки клок волос, выдернутый мной из скальпа йети. Доктор Салим али переправил его доктору Хаусману в Бостон (США), который в результате тщательного анализа пришел к заключению, что эти волосы не принадлежат ни одному из известных науке существ".
А вот английский актер Десмонд Дойг поведал, например, следующее. В комнате-келье ламы одного из монастырей Бутана он увидел цельную шкуру, покрывающую стул. Сопровождавший его шерп успел шепнуть, что это шкура снежного йети. Лама расстался с нею всего за каких-то два фунта стерлингов. Дойг привез шкуру в Калькутту и оставил в коробке в надежно охраняемом помещении. Приглашенные специалисты заявили, что шкура принадлежит голубому барану бхаральской породы.
Существует также отчет китайских исследователей, которые обнаружили клочья странного меха в скалах на горной тропе, расположенной на высоте 5100 метров. После тщательного изучения оказалось, что шерсть не принадлежит ни одной из известных пород медведей, обезьян или антилоп данного региона.
Созданный десятилетиями, если не столетиями, собирательный образ снежного человека приблизительно таков: это неприятное существо, это редкое животное. Руки его тяжелые и бугристые, тело покрыто черной короткой грубой шерстью. Ходит на двух ногах и не имеет хвоста. Проявляет интерес к человеку. На территориях, где такое подобие обезьяны и медведя водится, по утрам можно найти его следы. Они имеют особую форму и не напоминают поступь ни одного местного зверя. Передвигается йети на двух ногах в таком порядке: левая, правая, правая, левая. Сравнительный анализ следов и походки указывает, что они соответствуют обезьяноподобному существу. Животное очень крупное, ведет ночной образ жизни. Обитает в лесах предгорий. Йети чрезвычайно силен.
Наличие своеобразных, ни с чем не сравнимых следов делает общераспространенную гипотезу существования йети вполне правдоподобной. К тому же существуют письменные и устные свидетельства очевидцев в поддержку этой теории, ведь в течение веков повторяется удивительно одинаковое описание следов и самого снежного человека. Правда, сказать точно, как выглядит йети, невозможно из-за отсутствия подлинных фотоснимков этого странного существа. А рассказов о том, что кто-то случайно видел нечто похожее на йети, можно набрать превеликое множество, но вот незадача - "свидетели" обычно уже умерли несколько лет назад.
Итак, сотворение мифа и, возможно, одновременно параллельное с нами существование снежного человека продолжается...
П. КУРЯЧИЙ и А. СМИРНОВ