В инструкции, выданной Д. Франклину, говорилось: «Правительство решило пройти Северо-Западным морским путем из Атлантического океана в Тихий...»
Русские первопроходцы дошли до Берингова пролива, идя на Восток «встречь солнца». Европейцы пытались открыть Северо-Западный проход через Канадский Арктический архипелаг, идя на Запад — «вслед солнца».
Инструкция, выданная капитану Джону Франклину Британским Адмиралтейством, была подробной и точной. В ней говорилось: «Правительство её Величества решило сделать новую попытку пройти Северо-Западным морским путем из Атлантического океана в Тихий и сочло целесообразным поручить Вам командование обоими выделенными для этой цели кораблями».
Жил отважный капитан…
Путешествие предстояло нелёгкое и опасное. Гарантии, что оно окончится благополучно, разумеется, никто дать не мог, и Джон Франклин это прекрасно знал. Он был далеко не молод. Ко времени выхода в плавание с неясным финалом ему исполнилось уже 59 лет. За плечами у него была долгая служба во флоте и несколько арктических экспедиций.
Служить он начал, ещё будучи мальчишкой в качестве юнги. Его отец, удачливый торговец с неодобрением отнёсся к выбору сына. Он надеялся, что, хлебнув лиха на службе юнгой, Джон одумается и тоже станет торговцем. Этого, однако, не произошло.
Смелый юноша быстро продвигался по службе, проявляя незаурядную храбрость, энергию и выдержку. Ему довелось участвовать в нескольких морских сражениях, включая знаменитое Трафальгарское под командованием легендарного адмирала Нельсона. Но не карьера военного моряка привлекала Франклина: он мечтал о путешествиях в неизведанные края и великих географических открытиях.
Пройти Северо-Западным проходом — морским путем вдоль полярных берегов Северной Америки — пытались на протяжении трёх с половиной веков многие мореплаватели, понимавшие, что северный путь имел бы очень важное торговое значение. Экспедиции разных стран — Англии, Франции, Дании — отправлялись в путь и возвращались ни с чем. Найти проход в сложном лабиринте Северного архипелага никак не удавалось. Франклин тоже пытался это сделать в двух сухопутных путешествиях и оба раза был вынужден отступить. Теперь ему предстояла третья попытка, но уже морем.
Корабли его новой экспедиции «Эребус» и «Террор» хорошо зарекомендовали себя в походе к берегам Антарктиды. Тщательно отремонтированные, они готовы были направиться теперь в Арктику. Экспедиция Франклина по праву считалась самой крупной из всех, что снаряжались в Англии.
«Эребус» и «Террор»
Денег на неё не пожалели. Трюмы обоих кораблей были полны провиантом, взятым в расчёте на три года. Экспедиция была не просто богато, а роскошно оснащена: в поход были взяты фарфоровые сервизы и серебряные столовые приборы. Экипажи кораблей в общей сложности состояли из 129 опытнейших моряков, цвета британского флота. Помощником Франклина назначили капитана Френсиса Крозье, также бывалого морехода, участника экспедиций в Арктику и Антарктику.
19 мая 1845 года «Эребус» и «Террор» двинулись в далёкий путь, сопровождаемые приветственными возгласами тысячной толпы, собравшейся на берегах Темзы. Месяц спустя экспедиция достигла острова Диско в Баффиновом заливе в преддверии таинственного Северо-Западного прохода. После короткой остановки корабли пошли дальше на Запад, встречая по пути последние китобойные суда. Один из английских китобоев позже рассказывал, что участники экспедиции были здоровы, энергичны и полны веры в успех своего непростого предприятия. Связь с ними на этом оборвалась.
Миновал год с тех пор, как «Эребус» и «Террор» покинули Англию. Никаких вестей от Франклина не поступало. Впрочем, это пока никого не беспокоило. Радио в то время не было, а зимовка представлялась неизбежной. Никто и не рассчитывал, что за один сезон удастся завершить путешествие.
В молчании прошёл и второй год. Но это тоже не стало причиной для тревоги. Но когда миновал и третий год, когда по всем расчётам взятое экспедицией продовольствие должно было подойти к концу, на родине путешественников забеспокоились. Адмиралтейство снарядило поисковую партию, обследовавшую часть островов Канадского Арктического архипелага. Увы, поиски оказались безрезультатными.
Время шло, а вместе с ним нарастала и тревога за судьбу экспедиции. Была назначена солидная премия тому, кто сообщит хоть какие-то сведения об исчезнувших кораблях. И это подстегнуло поиски.
Экспедиции по поиску экспедиции
Почти одновременно к Северным берегам Канады отправились пять английских экспедиций, одна из них снаряжёна на личные средства жены Франклина, леди Джейн Франклин. Кроме того, на поиски пропавших мореплавателей вышли два американских корабля. Шёл уже шестой год, как Джон Франклин и его команда начали своё роковое плавание.
В конце августа 1850 года английская поисковая экспедиция под началом Э. Оммени на острове Девон в начале архипелага обнаружила остатки лагеря, который по всем признакам принадлежал экспедиции Франклина. А вскоре тем же Оммени на маленьком островке Бичи была сделана и вторая находка.
У грубо сложенной из камней хижины валялось множество пустых консервных банок. Сохранился также обрывок газеты за 1844 год. Когда же на остров Бичи высадилась ещё одна английская экспедиция, удалось окончательно установить: здесь базировались именно люди с «Эребуса» и «Террора». Но самое важное — были найдены три могилы матросов Франклина.
Теперь появилась возможность сделать первые выводы. Путь экспедиции преградили льды, скопившиеся у острова Бичи. Это заставило её остановиться на первую зимовку. Здесь умерли три матроса. Но что было дальше?
Поиски ничего больше не давали, и Британское Адмиралтейство уже хотело прекратить их: со дня выхода экспедиции прошло целых двенадцать лет. И в это время пришла новая, очень важная весть.
Её сообщил некий Джон Рей, англичанин, также занимавшийся поисками экспедиции Франклина. Он встретил эскимосов, которые рассказали ему о гибели от голода большого отряда белых людей, около сорока человек. Эскимосы нашли их замёрзшие трупы. Рассказ этот подтверждался ещё и тем, что у местных жителей были серебряные ложки и вилки с инициалами офицеров «Эребуса» и «Террора».
Погибшие, очевидно, составляли отряд, посланный Франклином и погибший, не дойдя до цели. Отряд должен был добраться до населённых мест и сообщить о трагическом положении экспедиции.
Скелеты на острове Кинг-Вильям
После такой печальной вести Адмиралтейство решило считать погибшими всех участников злополучной экспедиции и прекратить поиски на государственный счёт. Адмиралтейство, но не леди Франклин. Распродав большую часть своего имущества, она собрала нужную сумму и летом 1857 года снарядила для поисков парусник «Фокс» под командованием опытного капитана Мак-Клинтока. Этой скромной экспедиции и удалось приоткрыть, наконец, тайну полярной трагедии.
На острове Кинг-Вильям был найден человеческий скелет с обрывками одежды. Потом обнаружена лодка с двумя скелетами. А на мысе Гершеля лейтенант Хобсон, помощник Мак Клинтока, обнаружил гурий пропавшей экспедиции и в нём под грудой камней, — письмо, оставленное офицерами Франклина.
В письме говорилось, что Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года. На кораблях началась цинга. Запасы продовольствия иссякли. Партия, посланная за помощью в глубь материка, не вернулась. И тогда несколько десятков человек, оставшиеся в живых, приняли отчаянное решение — самим идти на юг без продовольствия в расчёте лишь на охоту.
В действительности, они пошли на верную смерть. В пути люди гибли один за другим от холода, голода и болезней. Со временем обнаруживались всё новые и новые свидетельства ужасной драмы: скелеты офицеров и матросов погибшей экспедиции. Правда, появилось и предположение, что кто-то из её участников мог выжить, прибившись к эскимосам и кочуя вместе с ними, но так и не сумел возвратиться в родные места. Но это лишь предположение.
На самом высоком месте острова Бичи была установлена большая плита. На ней золотыми буквами выбито: «Памяти Джона Франклина, Френсиса Крозье и всех их доблестных товарищей, офицеров и сослуживцев, пострадавших и погибших за дело науки и во славу Родины. Этот памятник поставлен близ места, где они провели первую зиму и откуда выступили в поход, чтобы преодолеть все препятствия и умереть».
Анатомические вскрытия 130 лет спустя
Как уже говорилось, во время зимовки на острове Бичи скончались три моряка — Джон Торрингтон, Джон Хартнелл и Уильям Брэйн. Их похоронили в снежной пустыне. На каждой могиле установили по памятной доске с соответствующими надписями.
Прошло 130 лет с тех пор, как были обнаружены эти могилы. В 1980 году канадский антрополог Оуэн Битти решил вскрыть их, чтобы выяснить, что же послужило причиной смерти матросов, и тем самым хоть немного пролить свет на тайну трагической экспедиции. На остров Бичи исследователи прилетели на небольшом самолёте. Было решено начать с могилы Джона Торрингтона — старшего кочегара «Террора». Насквозь замёрзший грунт поддавался с большим трудом. Наконец, на глубине около полутора метров показался гроб.
В нос ударил острый запах тлена. Но едва Битти и его товарищи взялись за крышку гроба, как налетел ураганный ветер и чёрные тучи покрыли всё небо. Кое-кто из участников эксгумации опасливо поглядел вокруг. Битти счёл благоразумным отложить работу. Всю ночь бушевала буря, сотрясая стенки палатки. И только к утру стихия успокоилась. Можно было продолжать начатое.
Сняв крышку гроба, исследователи увидели ледяной блок, внутри которого находился гроб с телом покойного. Как извлечь тело, не повредив его? Оттаивать с помощью горячего воздуха? Это было опасно. Ждать, пока лёд растает сам — бесполезно: температура всё время держалась значительно ниже нуля. Решили поливать ледяной блок тёплой водой. Способ оказался удачным. И настал момент, когда Битти и его помощники смогли извлечь тело моряка.
Джону Торрингтону в момент смерти исполнилось 20 лет. Лицо его выглядело спокойным, глаза были приоткрыты, зубы плотно стиснуты, губы слегка вывернуты.
Когда исследователи сняли с покойного одежду, они поразились, насколько Торрингтон был истощён. После анатомического вскрытия его тела взяли образцы тканей, внутренних органов и волос. Всё это заняло около четырёх часов. Перезахоронив матроса, Битти и его сотоварищи побывали на свалке консервных банок, оставленных экспедицией Франклина, и взяли с собой несколько штук.
Виновник — свинец
Исследователи едва успели опередить капризную северную природу и улететь на своем самолёте до начала нового шторма.
Изучение привезённых материалов позволило сделать заключение: Торрингтон скончался от пневмонии, отягощённой лёгочными заболеваниями, вызванных курением табака и постоянным вдыханием угольной пыли (напомним: Торрингтон был кочегаром).
Выяснилось ещё одно очень важное обстоятельство: в теле матроса обнаружилось повышенное содержание свинца. Микроскопическое исследование волос показало, что свинец стал интенсивно накапливаться с того дня, как началось плавание. Битти высказал предположение, что в этом виноваты консервы, в которые свинец попал при запаивании банок. Но это нужно было ещё доказать, исследовав тела двух других матросов, похороненных на острове Бичи.
И вот два года спустя Оуэн Битти и его команда снова отправляются на остров, вскрывают могилы и извлекают из них тела умерших.
Оказалось, что тело матроса Джона Хартнелла уже вскрывалось ранее, очевидно, корабельным врачом. По заключению Битти, моряк умер от туберкулёза. Матрос Уильям Брэйн, как и Торрингтон, скончался от пневмонии. У обоих также оказалось высокое содержание свинца. Предположение Битти подтвердилось. И хотя матросы умерли не непосредственно от отравления свинцом, он сильно ослабил их здоровье, понизил иммунитет и, в конце концов, привёл к гибели. Подобная же судьба, наверняка, ждала и других участников трагической экспедиции.
Лишь 60 лет спустя была, наконец, разрешена задача, которая оказалась не по силам экспедиции Джона Франклина. В 1903–1906 годах норвежец Руал Амундсен на небольшой шхуне «Йоа» успешно прошёл по запутанному лабиринту с Востока на Запад вдоль Северных берегов Канады. Этим трёхлетним плаванием Амундсен и шесть его верных спутников осуществили то, чего на протяжении нескольких веков никак не могли добиться другие, не менее бесстрашные мореплаватели.
P.S. В сентябре 2007года Европейское космическое агентство заявило, что за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений область арктического морского льда сократилась до минимального уровня, и это сделало Северо-Западный проход судоходным. Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальные воды Канады. Международным сообществомданное заявление было принято неоднозначно, что в свою очередь может затруднить будущее международное судоходство…