Считается, что процесс одомашнивания смоковницы начался ещё до появления сельскохозяйственного производства. А плоды смоковницы собирали ещё первобытные люди.
Дерево райского сада
«Смоковнице выпала честь вести человечество к лучшей жизни, — писал античный философ и историк Афиней. — Плод же её был первым культурным плодом, доставшимся человечеству».
Считается, что процесс одомашнивания смоковницы начался ещё до появления сельскохозяйственного производства. А плоды дикой смоковницы собирали ещё первобытные люди в эпоху палеолита. Воспоминания о тех далёких временах, когда человек ещё не обрабатывал поля, не вынужден был «поте лица своего есть хлеб» запечатлелись в памяти поколений как легенды о «золотом веке», об эдемском райском саде.
И смоковница сказала: «Между
Вами я богата,
Рассказать могу о рае, где
Родилась я когда-то», —
писал грузинский поэт XVII века Гарсеван Чолокашвили в поэме «Восхваление плодов».
Смоковница — единственное растение, упоминаемое в ветхозаветном рассказе о райском саде. Адам и Ева «сшили смоковные листья и сделали себе опоясания», — то была первая одежда первых людей.
«Фиговым деревом считается библейское древо познания добра и зла», — пишет В.Н. Топоров. А в яблоко райский запретный плод превратился на католическом Западе по недоразумению. При переводе ветхозаветного выражения «древо познания добра и зла» (scientiae boni et mail) «произошла подмена латинским malum (яблоко) латинского malus (зло)», — объясняет немецкий религиовед. Эта ошибка была замечена ещё в эпоху Реформации. На знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера 1504 года Ева стоит у фигового дерева с его плодом в руке. Смоковницей было и райское дерево жизни. «В мусульманской традиции плод фигового дерева считается священным» (В.Н. Торопов).
Средиземноморской смоковнице поклонялись, как божеству древние финикийцы. Это отношение к смоковнице как месту молитвы, общения с Богом разделяли с финикийцами их соседи.
«У всех набожных иудеев был обычай, одобряемый Талмудом, читать свою Кришну, или молитвы на каждый день, под смоковницей, — комментирует библиевист Ф.В. Фаррар в «Жизни Иисуса Христа» (1874).
Он шёл из Вифании в Иерусалим
Значение смоковницы в жизни древних иудеев было столь велико, что в Священном Писании она — символ всего иудейского народа: «Как первую ягоду на смоковнице, в первое время её, увидел Я отцов ваших». Божьи кары иудеям за грехи символически изображаются как истребление этих деревьев: «Побил (Господь) сикиморы (смоковницы) их — льдом.
Когда Христос шёл в Иерусалим на праздник кущей, желая ещё раз испытать этот город, прежде чем наступят роковые дни, Он объяснил ученикам Своё намерение, прибегнув к притче о бесплодной смоковнице. Хозяин хочет срубить её: «На что она и землю занимает?» Но садовник удерживает его: «Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».
В последний приход в Иерусалим, когда должно было свершиться Его Распятие, по пути из Вифании Иисус «взалкал и увидел при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».
Засохшая смоковница как предвестие Божьего гнева, готового обрушиться на нечистивый народ, — образ, бытовавший в религиозных представлениях не только древних израильтян, но и других народов Средиземноморья.
Через пятнадцать лет после крестной смерти Спасителя при императоре Нероне (54-69) страшная весть, передаваясь из уст в уста, облетела пределы Римской империи. В 58 году, пишет историк Корнелий Тацит, «у древа богини Румины на Форуме за 830 лет, перед тем прикрывавшего своей тенью младенцев Рема и Ромула, стали отмирать ветви и сохнуть ствол, что было сочтено дурным предзнаменованием».
Молоко волчицы
В рационе жителей Древней Италии роль плодов смоковницы была столь велика, что даже начало осени здесь звалось prima fica (лат. «первая фига»). Она была связана с культом плодородия. Из фигового дерева, пишет Гораций, вырезались изображения Приапа —садового божка с огромным фаллом. «Со времён античности «фига» означает непристойный жест, — указывает немецкий историк И.Ирмшер. Венками из фиговых листьев украшали себя участники вакханалий — римского праздника сбора урожая.
Смоковницы росли перед храмами богов и почитались, как священные деревья. В самом Вечном городе росли три особенно знаменитые. Первая — перед храмом Сатурна, древнего италийского бога посева, виноградарства и садоводства. Вторая росла на берегу Тибра, у подножия Палатинского храма, перед гротом Луперкалом, посвящённым волчьему богу Фавну Луперку, лесному богу, покровителю пастухов и лесорубов, козлоногому, с козьими рожками. 15 февраля в праздник Луперкалий, жрецы луперки приносили ему в жертву собаку и козла, а, затем, обнажённые, с козлиной шкурой на бёдрах, бежали вокруг Палатинского храма, стегая, вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, дабы сделать их плодовитыми.
Здесь же находилось святилище его супруги, богини Фавны, почитавшейся также под именем Бона Деа — Добрая Богиня и Румина (от лат. rumis — «сосок») — Мать-кормилица, защитница грудных младенцев и детёнышей-сосунов. «Жертвоприношения ей совершали без вина, окропляя жертву молоком, — пишет Плутарх. В честь её был назван город Рим, и ей была посвящена смоковница перед гротом.
По легенде, жестокий италийский царь Амулий приказал бросить корзину со своими новорождёнными племянниками-близнецами Ромулом и Ремом, будущими основателями Рима, в реку Тибр. Корзина не утонула; река вынесла её на берег к Руминальской смоковнице. «Под этим деревом и лежали дети, и волчица, как рассказывают, подносила к их губам свои сосцы», — пишет Плутарх. В 295 году до нашей эры на этом месте было установлено бронзовое позолоченное «изображение младенцев-основателей города у сосцов волчицы» (Тит Ливий).
Дар Деметра и Диониса
В Италию фиговые деревья были завезены из Греции; неудивительно, что мифологические представления о них у римлян и греков схожи.
Греция была главной производительницей смокв в античном мире. Остатки сушёных фиг археологи находят в пифосах крито-мекенской эпохи, записи о них — на табличках из царских архивов Пилоса и Кносса. В Микенах в захоронении III гробничного круга Шлиман нашёл золотую диадему, украшенную стилизованными листьями инжира. Смоковницы видел гомеровский Одиссей в саду царя феаков Алкиноя. В Элладе было выведено 44 сорта фиг, считавшиеся лучшими в Средиземноморье и приносившие немалый доход греческим государствам.
Ниспослание этого чудесного дара приписывалось разным богам. В Афинах в месяце фаргелионе (май-июнь), в праздник Плинтерий торжественная процессия горожан несла статую Афины Паллады и смоквы — дар афинянам от богини-покровительницы.
Древнейшие статуи победителей Олимпийских игр, по свидетельству Павсания, вырезались из фигового дерева: согласно мифу, оно росло на том месте, где Зевс Олимпийский поразил титана Сикея (от греч. sycon – «фига»).
Лаконец Сосибий называет смоквы «даром Диониса»: сёстры, древесные нимфы гамадриады Сика-Смоковница и Ампела-Виноград, согласно мифам, входили в свиту этого бога. В Спарте почитался Дионис Смоквенный, на острове Наксос хранились его древние изображения, вырезанные из фигового дерева.
В Элевсине — общегреческом святилище богини плодородия Деметры, почитавшейся как Капрофора («дарительница плодов»), рассказывали, что искусство выращивания смокв было передано ею элевсийскому царю Фиталу.
Душа твоя опускается на священную сикомору
В Египте с древнейших времён выращивались фиговые деревья, одомашненные в Абиссинии, — Ficus sycomorus. Смоквы находят в гробницах Раннего царства (I-II династии). Рельефы в гробнице вельможи Нефериртнефа в Фивах эпохи Нового царства запечатлели сцену осеннего сбора урожая. Работник спускает на верёвке плетёный кошель со смоквами, а стоящий под деревом кричит ему: «Опускай вниз!»
Сикимора в Египте считалась священным деревом и воплощением богини неба Нут (Нанут) — супруги изначального океана Нуна, из которого произошло всё сущее (по другому мифу — супруги Геба, бога земли). «Снизойди мать Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из незаходящих звёзд, которые все в тебе», —гласит надпись в гробнице Тутанхамона.
Звёзды и небо — дети Нут, она управляет их движением. Её изображали в виде женщины, небесной коровы или сикоморы, по телу которой солнце и звёзды совершают свой круговорот.
Наверху — корень, внизу — ветви, это вечная смоковница
Небесным древом смоковница почиталась не только в Египте, но и в Индии! «Одной из вечных тем в мировой истории» называет египтолог С.Я. Берзина проблему древнейших египетско-индийских культурных контактов: ещё «отец истории» Геродот считал египтян и индийцев одним народом. В 1794 году Ф.Уилфорд обнаружил в текстах «Падма-пураны» и «Сканда-пураны» следы знакомства древних индийцев с Египтом. Тур Хейердал в 1978 году, переплыв Индийский океан на тростниковой лодке «Тигрис», практически доказал возможность их прямых контактов в эпоху праиндской цивилизации Хараппы — Мохенджо-Даро (III–II тыс. до н.э.). Египетские изображения индийских быков зебу датируются эпохой Среднего и Нового царств. Самое раннее упоминание Египта в индийских письменных источниках — запись о фараоне Тахарке в «Шатапатха-брахмане» (VII век до н.э.); именно тогда в Египет приходит из Индии хлопкоткачество и индийские ткани с вышитыми индоарийским солярным знаком — свастикой. 13-й наскальный указ царя Ашоки (268–232 годы до н.э.) сообщает о посылке буддийских миссионеров в Египет к царю Птоломею II Филадельфу (282–246 годы до н.э.), который по свидетельству Плиния, отправил к нему посольство во главе с известным александрийским астрономом Дионисием. В некрополе Дендера археологи нашли надгробие птоломеевского времени с высеченным на нём буддийским колесом сансары и трезубцем.
Как бы там ни было, но изображения земного прообраза Небесного Древа — индийской смоковницы-пипалы, стоящего на платформе и окружённого невысокой оградой, с богиней в развилке ствола, в окружении жрецов и мифологических персонажей, присутствуют уже на хараппских стеатитовых печатях, оттисках и керамике. Ведическое название священной пипалы — ашваттха («лошадиная стоянка»). В жертву ей хараппцы приносили женщин, а индоарии — коней. Из её древесины делались сосуды для богослужений и палочки для возжигания священного огня.
Культ священной смоковницы существует в Индии и поныне. «Обряд поклонения ей совершается каждый четверг месяца шравана (июль – август), — пишет индолог М.В. Альбедиль. — В Южной Индии женщины совершают жертвоприношения ашваттхе по понедельникам, на которые приходится полнолуние. Обряд почитания ашваттхи составляет обязательную часть свадебной церемонии у некоторых народов Индии».
В «Махабхарате» смоковница-ашваттха — престол бога Вишну, в образе прекрасного юноши, сидящего на её ветвях. Пуруватас, внук бога Луны, в «Махабхарате первый смертный, который трением двух веток ашваттхи добыл три священных огня: для обрядов, для жертвоприношений и для возлияний.
На хараппских печатях впервые появляется и изображение «перевёрнутой Небесной Ашваттхи. Её прославляют гимны «Ригведы». «Наверху — корень, внизу — ветви, это вечная смоковница», — говорит о ней «Катха-упанишада». Образ обычной, растущей вверх ашваттхи связан с идеей «восхождения человеческого духа к Абсолюту; образ «перевёрнутой ашваттхи, растущей «корнями вверх, ветвями вниз», служит символом Брахмана (безличной абсолютной реальности, основы всего сущего), нисхождения его в мир.